Сейчас повсеместно рождаются платформы, предлагающие лекции практически на любую тему. Спектр представленных областей знания чрезвычайно широк. Вот тебе лекция от нейрофизиологов о том, почему мы обезьянки или лекция от приматологов о том, почему обезьянка тоже человек. Искусство тоже не остаётся без присмотра. Если что-то непонятно, найдутся люди, которые нам всё объяснят: как смотреть, как понимать, что чувствовать и для чего. Кажется, появилась особая профессия – обозреватели от искусства, своего рода переводчики с отвлеченного языка на знакомый, практически прикладной. Хотя надо признать, что и высоколобым интеллектуалам есть нынче куда пойти и кого послушать. Понятнее не становится, но концептуально мы становимся богаче. Все довольны.
Я был на кинокурсе Андрея Букина «Философия кино». В частности, хотел бы поделиться впечатлениями о занятии по творчеству Андрея Тарковского. Знаете что? Царила совершенно другая атмосфера. Тут не было ни легко усваиваемых объяснений, ни нагромождений киноведческих терминов. А что было? Настоящий человеческий разговор. Когда Андрей говорил, я чувствовал, что он мне друг. И что Андрей Арсеньевич Тарковский мне друг. Да, друг с которым бывает по-разному. Иногда любишь его. Иногда не понимаешь совсем и недоумеваешь. Иногда восхищаешься тем, что вот этот близкий человек, такой неуёмный и такой свой, творит невероятное чудо. Андрей Букин рассказывал, как причудливо у Тарковского соединяются разные контексты: символический, сновидческий, интертекстуальный. Я слушал, разинув рот. Не потому, что это хитроумно придумано, а потому, что за рассказом о великом кинорежиссёре был сам Андрей Букин. Он говорил о себе. А значит обо мне, о каждом сидящем в зале слушателе. А больше, по-моему, ничего и не надо.
Валерий Караваев,
театральный режиссёр и педагог